БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16»
город Омск, Омская область
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ

    в  БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16»

    1. Кадровое обеспечение:

    Учителя предметники, педагог-психолог, логопед, социальный педагог.

    1. Материально-техническое обеспечение:

    1) в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса (выполняются требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.)

    2) соблюдаются санитарно-бытовые условия (имеется в наличии оборудованный гардероб, санузлы, места личной гигиены и т. д.);

    3)созданы социально-бытовые условия:

    -у каждого ребенка с ОВЗ, в классах имеется оборудованное рабочее место, с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;

    -классы оборудованы техническими средствами обучения (видео и аудио аппаратурой, компьютером, проектором, и т.п)

    -оборудованы: кабинет для медицинского работника, учительская,библиотека, кабинет ритмики, актовый зал, спортивный зал, помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, площадка на территории школы для занятий и прогулок на свежем воздухе;

    -организовано двухразовое бесплатное питание в школьной столовой.

    1. В школе созданы условия для получения начального общего образования (1-4класс), основного общего образования (5-9класс), среднего общего образования (10-11класс).

    Эта категория детей обучаются по адаптированным программам для общеобразовательных школ. Планирование разделов, содержание учебного предмета, курса, планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, тематическое и поурочное планирование адаптированной рабочей программы соответствует указанным разделам рабочей программы для общеобразовательных классов.

    Учителя используют особые методы обучения: упор делается на наглядные и практические методы обучения, игровые методы, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.

    2) В связи с требованиями СаНПин у этих учащихся 5-дневная учебная неделя.

    3) в соответствии с учебным планом школы для детей с ОВЗ  в классах проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция  отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

    Коррекционные занятия проводят: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед и учителя-предметники.

    4) в школе проводится работа по повышению психологической грамотности педагогов и родителей, предполагающая индивидуальные и групповые обсуждения психологических проблем детей; формирование у родителей адекватного восприятия своих детей посредством проведения лекций  об особенностях детей с ОВЗ.

    5) в школе создан школьный психолого-педагогический консилиум, который проводится не менее двух раз в год с участием всех специалистов, задействованных в процессе обучения. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся.

    В нашей школе специальные образовательные условия для детей с ОВЗ созданы и реализуются в полном объеме.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Стипендия ОВЗ
    Разместите описание мер поддержки. Примерно от 50 до 100 символов.

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Общие понятия инклюзивного образования

    1.  Инклюзивное образование  – обеспечение равного доступа к образованию для  всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.     (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»).
    2. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –  физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее – обучающийся ОВЗ).  (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
    3. Психолого - медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

    Центральная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

                      Территориальная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ. (Приказ МОиН РФ от 20.09.2013. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

               4. Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. (Письмо МОРФ от 27.03.2000 № 27/901-6   «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»).

               5. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ОВЗ.  Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014. № 1598 «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

                6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

                7. Ребенок-инвалид – лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,  обусловленное  заболеваниями,  последствиями  травм или дефектами, приводящее к   ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. (ст. 2 Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

               8. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

    Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования (приказы, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ, субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования)

    1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 (ред. 26.01.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
    4. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
    5. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
    6. Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссии».
    7. Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
    8. Приказ МинобрнаукиРоссии от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    9. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

    10.  Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
    11. Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

    12. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015)                       «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015 г.)».

    13. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    14. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

    15. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07  «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

    16. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

    1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
    2. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
    3. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
    4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
    5. Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».
    6. Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»).
    7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г.   № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
    8. Письмо  Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2016 г. № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
    9. Приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.

    Порядок обращения

    в Городскую (территориальную) психолого-медико-педагогическую комиссию

    города Омска

    Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

    а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

    б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

    в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

    г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

    д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

    е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

    ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией  (для обучающихся образовательных организаций);

    з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

    При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов, организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

    Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче родителем (законным представителем) полного пакета документов.

    Документы принимаются: понедельник, среда, пятница с 14:00 до 17:00.

    Место нахождения комиссий:

    Кировский АО, Советский АО − г. Омск, проспект Мира, 165 «А»; тел. 26-70-80;

    Ленинский АО, Октябрьский АО, Центральный АО − г. Омск, улица Орловского, 10;    тел. 41-73-05.

    Перечень документов, предоставляемых родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья в БОУ:

    - копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах обследования ребенка;

    - заявление на имя директора об обучение ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

    - заявление или согласие в письменной форме родителя (законного представителя)  на оказание  ребенку психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в БОУ.

    По желанию родители (законные представители)  предоставляют справку ФКУ «Главное бюро  медико-социальной экспертизы по Омской области», индивидуальную программу реабилитации  или  абилитации ребенка-инвалида (при наличии данного статуса у ребенка).

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16» в 2023-2024 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специально оборудованных кабинетах для проведения практических занятий. Кабинеты оборудованы школьными досками с системой освещения, мультимедийными комплексами, включающими компьютер, принтер, проектор, экран, средствами усиления звука. Шесть кабинетов имеют интерактивные доски. 

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie